Интеграция информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
в школьные предметы
Интеграция должна отражаться в учебном планировании и подлежать внутришкольному контролю, для нее должны выделяться ресурсы, в частности, для выполнения домашних заданий в помещениях школы в объемах, определяемых СанПиН 2.4.2.1178-02 п.2.9.19.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и разработанные на его основе примерные программы основного общего образования по всем школьным предметам предусматривают использование ИКТ в обучении их освоение в ходе использования.
Для иллюстрации, ниже приведены выдержки из примерных программ по ряду школьных предметов.
Природоведение 5 класс
См. Примерную программу основного общего образования по природоведению, рекомендованной Министерством образования и науки
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/
В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Они являются необязательными, перспективными и могут реализовываться при условии оснащения школ средствами этих технологий и соответствующей подготовленности учителей.
Изобразительное искусство 9 класс
См. Примерную программу основного общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Проектирование сайта.
Математика
См. Примерную программу основного общего образования по математике, рекомендованной Министерством образования и науки
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.).
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей (45 ч)
Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. Необходимые и достаточные условия. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.
Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Евклида и его история.
Множества и комбинаторика. Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Русский язык
См. Примерную программу основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/
Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализм, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.
Физика
См. Примерную программу основного общего образования по физике, рекомендованной Министерством образования и науки
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
В результате изучения физики ученик должен уметь представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
География
См. Примерную программу основного общего образования по географии, рекомендованной Министерством образования и науки
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/pp/1362/
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
- Изучение географии формирует комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
Раздел. Источники географической информации (10 часов)
Чтение (дешифрирование) космических и аэрофотоснимков; чтение, сравнение и составление карт, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм); работа с геоинформационными системами.
Раздел. Природа Земли и человек (30 часов)
Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.
Раздел. Материки, океаны, народы и страны (55 часов)
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов:
Составление географических описаний: климата,
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам.
В результате изучения географии ученик должен уметь:
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.